Просим Ваших молитв! О здравии: Святейшего Патриарха Кирилла, митрополитов Пантелеимона, Исидора, Игнатия, Кирилла, Викентия, Даниила, Георгия, Иосифа, Филарета, Александра, Феодосия, архиепископов Евгения, Зосимы, Марка, епископов Максима, Тихона, Сергия, Германа, Феогноста, схиархимандрита Илия архимандрита Олега, игумена Стефания, протоиереев Александра, Александра, Димитрия и Георгия, иеромонахов Иоанна Михаила и Диомида, иереев Вячеслава, Андрея, Андрея, рабов Божиих Тамары, Андрея, Александра, Александры, Ксении, Костаса, Елизаветы, Антония, Георгия, Елены, Валерия, Екатерины, Георгия, Екатерины, Наталии, Людмилы, Константина, Юрия, Валентины, Василия, Екатерины, Татианы, Василия, Екатерины, Димитрия, Татианы, Елены, Ольги, Николая, Никиты, Анны, Надежды, Елизаветы, Алексея, Наталии, Андрея, Николая, Михаила, Николая, Лидии, Георгия, Александра, Николая, Николая, Михаила, Андрея, Пантелеимона, Павла, Елизаветы, Марии, Никиты, Илии, Татианы, Петра, Георгия, Бориса, Сергия, Сергия, Александра, Николая, Николая со братией. Об упокоении душ рабов Божиих: Юрия, Галины, Александра, Татьяны, Валентины, Димитрия, Евдокии, Леонида, Анны, Александры, Анны, Татьяны, Василия, Иоанна, Димитрия, Татьяны, Леонида, Димитрия, Веры, Ларисы, Ксении, Якова, Василия, Пелагии, Варвары, Димитрия, Григория, Иоанна, Параскевы, Георгия, Андрея, Надежды, Иоанна, Владимира, Георгия, Елены, Екатерины, Елисея, Матвея, Татьяны, Иоанна, Тараса, Степана, Михаила, Герасима, Григория, Емельяна, Поликарпа, Филиппа, Панфила, Андрея, Анны, Николая, Агапа, Евстрата, Сергия, Аскольда, Марии, Надежды, Константина, Олимпиады, Анны, Марии, Клавдии, Петра, Леонида, Димитрия, Николая, Александра, Андриана, Димитрия, Марии, Тимофея, Григория, Ефросиньи, Иоанна, Ирины, Михаила, новопреставленных Германа и Александра и всех их прародителей и усопших сродников до праотца Ноя.
О Фонде
Программы Фонда
Библиотека Фонда
Медиатека Фонда
Благотворительность в России
Russian (CIS)English (United Kingdom)Deutsch (DE-CH-AT)Italian - ItalyGreek

О благотворительности

"Приготовляйте себе вместилища неветшающие,

сокровище неоскудевающее на небесах,

куда вор не приближается и где моль не съедает…"

Евангелие от Луки 12, 33.

Милосердие как свойство человеческой души и благотворительность как грань поведения человека покоятся на религиозном и, в первую очередь, на христианском фундаменте. В богоборческие времена это обстоятельство всячески укрывалось от россиян, да и сама идея благотворительности фактически оказалась под негласным запретом. Так, в вышедшем в 1935-40 гг. четырехтомном "Толковом словаре русского языка" под редакцией члена-корреспондента АН СССР Д. Н. Ушакова словарная статья "Благотворительность" трактовала это понятие как "оказание материальной помощи бедным" и имела стыдливое примечание в скобках: "устаревшее".

 

Официальная идеология не допускала признания самого факта существования в стране "победившего", а затем "развитого" социализма бедных, нуждавшихся в благотворительной поддержке. Поэтому объявлялась унизительной и устаревшей сама идея благотворительности, а все формы подачи милостыни, и шире - вообще все социальное служение православных общин и нашей Церкви, включавшее и различные виды благотворительности, - признавались незаконными и сурово пресекались.

Лишь после развала коммунистического режима человеколюбивая идея благотворительности вновь обрела право на существование в нашей стране. Действующий ныне Федеральный Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 7 июля 1995 г. трактует благотворительную деятельность как "добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".

Для верующих людей благотворительность предстает непосредственной реализацией заповеди Господа нашего Иисуса Христа: "благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего: и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд" (Лук. 6, 35-36). Благотворить (творить благо) и благодарить (дарить благо) - тождественные понятия. Христос говорит: "Блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20, 35).

Все учение Иисуса Христа, все Его заповеди, а также Его собственный пример служения народу пронизаны идеей любви к ближнему и братской заботы о нем. Христианство имеет перед собой образ милосердия Иисуса Христа, "нас раде обнищавшего (2 Кор. 8, 9), нисшедшего в эту плоть и земную храмину и претерпевшего за нас скорби и болезни, дабы мы обогатились наследием Божества", - говорит Святитель Григорий Богослов.

Высочайшим выражением милосердия и благотворения Господа является Его свята я молитва на кресте за врагов (Лк. 23, 34). Из разнообразных чудес, сотворенных Господом нашим Иисусом Христом и запечатленных святыми апостолами-евангелистами, особое место занимают чудеса, непосредственно связанные с темой благотворительности. Таковыми, несомненно, являются все творимые Христом исцеления, чудесное насыщение людей хлебами, а также первое чудо на браке в Кане Галилейской.

Доброе, внимательное отношение к людям, стремление принести им добро присутствует и во всех других чудесах Христа. Он возвращал зрение слепым и насыщал множество народов. Он учил живых и воскрешал мертвых, и в основе всякого Его деяния лежала Его глубокая любовь и сострадание. Сколько любви и заботы о людях присутствует в сотворенном Господом чуде кормления хлебами. Рассказ о насыщении пяти тысяч человек присутствует у всех четырех евангелистов (Мф. 14, 15-21; Мк. 6, 34-44; Лук. 9, 12-17; Иоанн. 6, 15-14). В этом великом чуде зримо проявило себя то, что первой реакцией Иисуса было беспокойство о самом для них необходимом, выраженная забота об их физических потребностях. Но как оказалось позже, Его действительной заботой было духовное состояние людей.

Чудесное насыщение пяти тысяч человек.
Евангелие от Иоанна 6, 3–14

В Церкви Христовой, как читаем мы в Книге Деяний, молитва и милостыня были неотделимы друг от друга с самого начала. "Хорошо, - говорит апостол Павел, - каждому отлагать у себя и сберегать, сколько позволит ему состояние, чтобы при необходимости быть готовым принести жертву благотворительности" (1 Кор. 16, 2).

В Иерусалимском храме была одна бедная вдова, которая, придя, положила две лепты - самые мелкие монеты, и Господь наш приносит ей высокую похвалу: "Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех".

«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая
ученикам, сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте
из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета,
за многих изливаемая во оставление грехов».
(Мф. 26, 26–28)

Господь оценивает это дороже, чем то, что положили все вместе взятые, чем то, что положили богатые, ибо они "все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое" (Мк. 12, 44).

Богатые, пришедшие в храм, клали огромные суммы, но их дар был маленьким, осторожным. Они не рисковали ничем. Опуская золотые монеты в сокровищницу, они не забывали заботливо подсчитать, сколько им остается на жизнь, на хорошую жизнь. Но Господь говорит: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35).

Не такой ли была другая бедная вдова из Сарепты Сидонской, которая сказала: "Есть у меня горсть муки и немного масла в кувшине. Пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем", а потом принесла все, что у нее было, в дар пророку. Это дар, ведущий к смерти, дар всего, что есть, дар самого себя. Вот о чем идет речь. Две вдовы, рискуя своей жизнью, дерзнули всецело довериться Богу. Первая была чудесно вознаграждена. Мука в кадке у нее не истощалась, и масло в кувшине не убывало. Вторая также была вознаграждена не менее чудесно: она заслужила похвалу Самого Христа. Когда мы видим этих двух женщин, как не задуматься нам о том, что совершает Господь? Он тоже вольно отдает все, что есть у Него, всю Свою жизнь. "Никто не отнимает ее у Меня, но я Сам отдаю ее", - говорит Он (Иоанн. 10, 18). В Евангелии от Марка эта встреча с бедной вдовой у сокровищницы - последнее событие в Храме перед Крестными страданиями Господа. Дар двух бедных вдов возвещает о даре Сына Божия.

Где наш излишек? Где необходимое нам для жизни? Таков вопрос - ибо перед лицом Божиим качество нашей жизни измеряется качеством наших даров. Дать лишнее - это, может быть, не дать ничего. Такой дар не производит впечатления на Бога. Но самый скромный дар становится значительным, когда мы отдаем необходимое для нас, то, без чего, может быть, мы не сможем выжить, когда мы отдаем часть себя и всего себя. За Божественной литургией мы слышим, как Христос говорит: "Сие есть Тело Мое" (Мф. 26, 26). Господь отдает Себя нам, предает Свою жизнь за нас. Мы причащаемся Тела и Крови Христовых - высшего дара на земле. Но готовы ли мы отдать свою жизнь Ему? Готовы ли мы в ответ отдать не излишек нашей жизни, но саму нашу жизнь?

Какая жертва принимается Богом? На этот вопрос мы находим ответ у аввы Дорофея, чьи творения имели широчайшее распространение на Руси, являясь излюбленным чтением православного люда. Среди многочисленных поучений, посланий и ответов на вопросы аввы Дорофея особенно следует остановиться на его Поучении четырнадцатом "О созидании и совершении душевного дома добродетелей". Уподобляя возведение такого дома труду искусного и терпеливого строителя, преподобный Дорофей предостерегает от опасности собственноручного разрушения тщательно возведенного дома.

Он говорит о разрушительном воздействии тщеславия и отсутствия смирения при совершении добрых дел: "Например, вот пришел один брат и сказал тебе слово, оскорбляющее или огорчающее тебя; если ты смолчишь и поклонишься ему, то ты положил один камень. Потом ты идешь и говоришь другому брату: "такой-то мне досадил и сказал мне то-то и то-то, а я не только смолчал, но и по- клонился ему". Вот ты один камень положил, и два камня снял. Опять иной поклонится, желая тем заслужить похвалу, и (в нем) оказывается смирение, смешанное с тщеславием: сие значит положить камень и снять его".

Авве Дорофею принадлежит очень важное рассуждение, в котором он различает дела благотворительности в зависимости от того, насколько они соответствуют Божией воле, характеризуемой святым апостолом Павлом как "и благая, и угодная, и совершенная" (Рим. 12, 2). "Любить друг друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное" означает, по его словам, соответствовать благой воле Божией. Благоугодной же воле Божией будет отвечать лишь тот, "кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания". Соответствовать же совершенной воле Божией будет лишь тот, кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и всем произволением, подавая так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто сам принимал благодеяния".

Вслед за важными указаниями на истинные цели и мотивы творения благих дел авва Дорофей высказывает не менее ценную мысль о том, что благотворительность по большому счету не зависит от материальных возможностей человека, и приводит пространную градацию возможных проявлений милосердия: "Никто не может сказать: "я нищ, и мне не из чего подавать милостыню", ибо если ты не можешь дать столько, сколько оные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно оной убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых. Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего; итак, окажи ему милосердие словом и услышь сказанное: слово благо паче даяния" (Сир. 18, 17). Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть ему во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, (ты можешь) промолчать; сим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит перед тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение от Бога; ибо сказано: "прощайте и прощены будете" (Лук. 6, 37)".

Новозаветный текст раскрывает нам, что Господь не только сам являл чудеса любви и милосердия к людям, но и всячески подчеркивал необходимость заботливого и милосердного отношения к ближнему, благотворения ему, сопряженного при этом со смиренным отношением к своему даянию, лишенным какого бы то ни было оттенка тщеславия и честолюбия. Человеком, творящим добро, должно руководить только одно начало - любовь к Богу и любовь к ближнему, свободные от всякого самолюбования по поводу свершенных добрых дел.

Этот принцип выражен в словах Нагорной проповеди Христа, запечатленных святым апостолом и евангелистом Матфеем: "Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 1-4). Милостыня должна быть, следовательно, не только тайной от людей, но и в каком-то смысле тайной от самого благотворителя, дабы не служить поводом для самовознесения. Само собой разумеется, что Бог принимает только законную жертву. Лишь "отдав Кесарю кесарево", сполна уплатив налоги и подати, можно приступать к исполнению Божиего дела.

Показательно, что во все века христианства подлинные подвижники Церкви Христовой неукоснительно стремились, выполняя завет Спасителя, совмещать щедрую благотворительность с хранением ее в тайне как от облагодетельствованных ими, так и от всех окружающих вообще. Характерный пример этому мы находим в практике одного из наиболее почитаемых христианами всего мира святых - Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских, снискавшего в благодарной памяти православного люда имя апостола благотворительности. Когда святой Николай стал епископом, он много добра делал своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим.

Следующий случай свидетельствует к тому же о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери-красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием! Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли - пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.

Икона Святителя Николая Чудотворца с житием.


В течение уже многих веков нигде так
не почитается Святитель Николай, как
в Русской Православной Церкви. Не было на Руси
града, где не было бы ему храма, не было и нет
ни одной верующей семьи, где не было бы его иконы.

Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, Святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.

Взяв узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. Наутро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Когда Святитель Николай увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он так же тайно бросил через окно в хижину бедняка другой узелок с золотом.

Спасение трех девиц.

Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, ожидая его прихода.

Недолго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем Святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

В течение уже многих веков нигде так не почитается Святитель Николай, как в Русской Православной Церкви. Не было на Руси града, где не было бы ему храма, не было и нет ни одной верующей семьи, где не было бы его иконы. Почему наш народ больше всех народов возлюбил Святителя Николая? Не только за его любовь к храму, к святыне. Не только за его святую ревность по истине и правде Божией, за его детскую доверчивость Промыслу Божию. Господь знал, какие скорби ждут Россию, - и Никола Милостивый должен будет явить "неисчерпаемое чудес море" там, где более всего требуется скорая помощь. Русский народ посетит самое великое искушение - прельститься земными благами, забыв о небесных, и в результате потерять и небесное, и земное. Так что уже не будет надежды на спасение своими силами.

Имя Николай в переводе с греческого означает "побеждающий народ". Какую надо иметь силу, чтобы побеждать народ, чтобы иметь власть не только над телом человека, внешними поступками его, а над сокровенными его мыслями и желаниями! Мы знаем, что предтечи антихриста, прежде чем физически пленить народ, пытаются овладеть его душою и порой одерживают над миллионами умов и сердец кажущуюся победу.

И Христос, говоря о лжепастырях человечества, которые приходят, чтобы украсть, убить и погубить, напоминает также о том, какой голос узнают и какого голоса слушаются овцы, даже если они еще не двора сего, еще не в Церкви. Наша победа наступит только тогда, когда мы победим себя, свою греховность, свое себялюбие, когда Христос любовью Своей победит нас, и тогда мы узнаем, что святые и все христиане - это те НИКОЛАИ, которые побеждают народ подлинным добром. Глубиною своей души наш народ презирает выгоду и расчет, которые ему сегодня пытаются навязать как норму, а выше всего ценит и всей душой откликается на добро, щедрость и милосердие.

"Будьте милосерды" - сквозной нитью проходит через все благовестие Христово, и милосердие это призвано простираться от самого великого до малейшего и ничтожного, от сокровенного в душе до внешнего и наружного, не забыта даже чаша холодной воды (Мф. 10, 42). Недаром проповедь учеников Христовых всегда была прежде всего проповедью любви и благотворения. "Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас" (1 Ин. 4, 12).

 

Икона Иисуса Христа.

Оказывая милостивые дела ближнему, мы делаем их Самому Богу. "Алкал Я, - наставляет Господь наш Иисус Христос, - и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Так как вы сделали это одному из Моих меньших братьев, то сделали Мне" (Мф. 25, 35-36, 40).

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут", - возвещает Господь в Нагорной проповеди (Мф. 5, 7). Евангельское учение уподобляет благотворящего солнцу, равно восходящему над злыми и добрыми (Мф. 5, 45). Милосердие и благотворительность должны простираться не только на друзей, но и на врагов.

 

 

 

 

«Если бы каждый оставил себе
лишь потребное на текущие
нужды, а избыток раздал
неимущим, то не было бы
ни богатства, ни бедности…
Почему ты богат, а ближний
твой беден? Не для того ли
единственно, чтобы твоя доброта
и бескорыстное хозяйствование
возымели награду свою, между тем
как бедный был бы ублаготворен
щедрыми дарами, обещанными ему
по долготерпении?»

 

Святой Василий Великий


 

Церковь, созданная апостолами, учениками Христа, одушевленная братской любовью, деятельно следовала Его заповедям. в сокровищнице святоотеческих писаний находится множество удивительных высказываний, раскрывающих важнейшее значение милосердия и благотворительности в христианской жизни. Тертуллиан пишет: "Забота о беспомощных, какую мы оказываем, наша деятельная любовь о наших противниках сделалась некоторой приметой нас". а во 2 м послании Климента утверждается: "Хорошо покаяние во грехах, лучше - пост и молитва, но всех их превосходит милостыня".

"Наше милосердие пусть будет зерцалом, - читаем у святого Исаака Сирина, - чтобы видеть нам в себе самих то подобие и тот истинный образ, какой есть в Божием естестве и в сущности Божией". "Господь, - учит святой Климент Александрийский, - не велит вам доводить бедных до того, чтобы они искали вас и вымаливали у вас милостыню. Нет, вы сами ищите, кого бы облагодетельствовать".

Словом и личным примером утверждает благотворительность святой Василий Великий. Он жертвует свое состояние беднякам и неустанно говорит в проповедях о границах обладания собственностью, обличая при этом не само богатство как таковое, а неправедное, своекорыстное владение им: "Иметь сверх надобности - значит обделять неимущих, значит воровать".

Будучи тонким знатоком людей, Василий Великий хорошо понимал, что богатые могут быть благочестивы и воздержанны, но зачастую им не хватает сострадания к бедам бедняков, замечая по этому поводу: "Добродетель, которая им более всего пристала, добродетель милосердия, дается им труднее всего". Не ограничиваясь проповедью социальной справедливости и стремясь практически доказать возможность преодолеть нищету с помощью благотворительности, Василий Великий воздвигает неподалеку от Кесарии Каппадокийской новый город, прозванный благодарным народом Василиадой. Помимо замечательного храма там были постоялый двор, богадельня и больница с особым помещением для заразных больных, а в дальнейшем появились жилища для мастеровых и прислуги. Это было образцовое трудовое поместье, где бесплатно кормили.

Святой Исаак Сирин

В своей "Шестой проповеди против стяжательства" Василий Великий, призывая к благотворительности, говорил: "Если бы каждый оставил себе лишь потребное на текущие нужды, а избыток раздал неимущим, то не было бы ни богатства, ни бедности… Почему ты богат, а ближний твой беден? Не для того ли единственно, чтобы твоя доброта и бескорыстное хозяйствование возымели награду свою, между тем как бедный был бы ублаготворен щедрыми дарами, обещанными ему по долготерпении?" "Как хлебное зерно, упав в землю, обращается в прибыль бросившего, - свидетельствует Святитель Василий Великий, - так хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу. Поэтому цель земледелия да будет для тебя началом небесного сеяния".

Подобным образом рассуждает и соратник и друг Святителя Василия Великого Святитель Григорий Богослов: "Подражай человеколюбию Божию. Это и есть наиболее божественное в человеке - делать добро… дай Богу взаймы милость: никто еще не раскаивался из принесших что-либо Богу".

По учению Святителя Григория Богослова, "ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение". "Нищие - воины, - говорит он же. - Они, приняв милостыню, умилостивляют Бога, они разрушают козни не варваров, а демонов; не попускают лукавому духу более усиливаться и делать на тебя непрестанные нападения, но ослабляют его силу".

Точно так же был снедаем ревностью о ближних Святитель Иоанн Златоуст. Много раз он защищал бедных и страждущих, помогал умирающим от голода и жажды. Ему претило корыстолюбие богачей. Напоминая о человеческом достоинстве бедняка и о пределах собственности, он находит убийственные слова: "Мулы у тебя стоят накормлены, а Христос умирает с голода у порога твоего". Он описывает Христа в обличье бедняка и говорит его устами: "Я мог бы прокормиться и сам, но лучше мне бродить под видом нищего и протягивать руку за подаянием, дабы ты напитал меня. И делаю я так из любви к тебе".

"Милостыня поистине есть царица, делающая людей подобными Богу, - говорит Святитель Иоанн Златоуст. - Она легка и быстролетна, имеет золотые крылья и совершает полет, услаждающий ангелов. Она летает как голубь, золотой и живой, одаренный нежным взглядом и кротким оком. Нет ничего прекраснее этого ока". И в другом месте: "Милостыня есть выкуп души… на суде Божием милостыня восстанет и защитит тебя".

 

 

«Милостыня поистине есть
царица, делающая людей подобными
Богу. Она легка и быстролетна,
имеет золотые крылья и совершает
полет, услаждающий ангелов.
Она летает как голубь, золотой
и живой, одаренный нежным взглядом
и кротким оком. Нет ничего
прекраснее этого ока». И в другом
месте: «Милостыня есть выкуп
души… на суде Божием милостыня
восстанет и защитит тебя».

Святитель Иоанн Златоуст


Дела благотворительности по своей природе есть путь к вере, путь к Богу. Пример язычника Корнилия сотника, которого небесный вестник призывает ко крещению: "милостыни твои пришли на память пред Богом" (Деян. 10, 4) убеждает нас в этом. Или житие Петра Хлебодара, отличавшегося исключительной жестокостью. Он запустил куском хлеба в нищего и внезапно увидел во сне, что этот кусок хлеба не дает чаше весов склониться к окончательному его осуждению. Он так был потрясен этим чудом, что стал щедро раздавать нуждающимся все свои богатства, погружая свое сердце в дела милосердия, как говорит святой Исаак Сирин, пока не ощутило оно милосердие, которое имеет Бог по отношению к миру, и, наконец, по подобию Христа, продал себя вместо другого человека в рабство.

Или как святой Мартин Турский, римский воин, еще до крещения встретил холодным зимним днем у городских ворот нищего. У Мартина не было денег, а нищий дрожал от холода, и Мартин снял свой солдатский потрепанный плащ, рассек его пополам и отдал одну половину нищему. Ночью он увидел Христа в окружении ангелов, который был облечен в половину плаща римского воина. Один из ангелов спросил Его: "Господи, почему Ты носишь эту старую, поношенную одежду, кто дал Тебе ее?". И Господь сказал, просияв неизреченным светом: "Мой слуга Мартин, хотя он еще только оглашенный, дал Мне ее, и за это я одену Его одеждою небесной благодати".

Благотворительность - это состояние души человека. Это когда просто не можешь ощущать себя полноценной личностью без того, чтобы со всей силой и со всей радостью помогать людям, помогать безвозмездно, тайно, без какой-либо выгоды для себя самого, без желания почестей и наград. При этом совершенно не важно, о какой сумме идет речь. А каким приятным становится расходование денег на самого себя, на отдых и творческие увлечения после того, как ты со всей силой выложился, оказывая помощь нуждающимся людям, когда твоя совесть спокойна. Кто еще не испытал этого ощущения - попробуйте, и никогда не захотите им поступиться. Это нужно каждому из нас. Отдавать всегда радостнее, чем получать. Практикующие благотворительность бизнесмены хорошо знают, какой сторицей промысел Божий возвращает все пожертвованное от сердца, окрыляя и воодушевляя на новые добрые дела.

Святой Мартин Турский

После того, как мы обратили свой взор на идеи милосердия и благотворительности в свято-отеческом наследии, основанном на Евангелии любви Господа нашего Иисуса Христа, становится понятным, почему истоки отечественной благотворительности восходят именно к тому поворотному в истории нашей страны моменту, когда в Древнюю Русь пришло христианство.

Когда на Руси воссиял свет богооткровенной Истины, Церковь внесла в общественное сознание мысль о призрении неимущих. Первоначальным выражением христианской любви к ближнему и милосердия стала раздача милостыни бедным людям. Благотворительность с самого начала проявляла себя и в форме пожертвований на строительство храмов. Так, святой и равноапостольный великий князь Владимир возвел в Киеве церковь Пресвятой Богородицы. Этот храм стал местом призрения всех нуждающихся - из государственных средств повелением князя выделялась специальная сумма для кормления нищих, вдов и сирот. Кроме того, согласно сообщению Начальной русской летописи, всякий нуждающийся мог прийти на княжий двор и получить там все жизненно необходимое.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На свои личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

 

Cвятой равноапостольный
князь Владимир

Всегда помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах: он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру: "Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя, избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу".

Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Князь Андрей Боголюбский приказывал развозить по улицам еду и раздавать бедным.

Великий князь Михаил Ярославич завещал сыну: "Странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу". Святой князь Александр Невский из своей казны выкупал русских людей из плена. Святой князь Димитрий Донской помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.

Благотворительность почиталась необходимым условием личного нравственного здоровья и спасения в Царстве Небесном. "В рай входят святой милостыней, - говорили люди, - нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается". По словам знаменитого русского историка В. О. Ключевского "милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва".

С течением времени формы благотворительности изменялись в соответствии с различными историческими обстоятельствами, от непосредственной подачи милостыни до создания крупных благотворительных организаций, посвятивших свою деятельность общественному призрению как одной из важнейших отраслей государственного управления. Но в основе ее, при всем многообразии форм, всегда было стремление исполнить вторую из двух основных заповедей Христовых, в которых заключается весь закон и пророки, - заповедь о любви к ближнему.

Большое место занимала благотворительность и в мирском служении Православной Церкви. Монастыри на Руси раздавали нищим еду и милостыню, а также создавали за своей оградой специальные помещения, куда принимали больных и старых людей, нуждающихся в уходе. Еще преподобный Феодосий Печерский благословил отчислять на нужды бедных десятую часть монастырских доходов, устроил отдельный двор, где жили нищие и калеки.

Преподобный Иосиф Волоцкий в своей книге "Просветитель" писал: "Будь праведным, мудрым, утешителем скорбящих, питателем нищих, принимай странников, защищай обижаемых… будь щедр, милостив, в ответах сладок, кроток". Во время голода преподобный Иосиф открывал житницы монастыря и кормил голодающих, заботился о детях, брошенных родителями, устраивал для них приюты.

 

«Будь праведным, мудрым,
утешителем скорбящих,
питателем нищих,
принимай странников,
защищай обижаемых...
будь щедр, милостив,
в ответах сладок, кроток».
Преподобный Иосиф
Волоцкий

 

В целом благотворительность на Руси при правлении Рюриковичей чаще всего сводилась к раздаче еды и одежды, предоставлении жилья и врачебной заботе. С середины XVI века, после решений, принятых на Стоглавом соборе 1551 г., в нашей стране начинается переход от благотворительности как личного дела правителей и инициативы Церкви к постепенному созданию системы общественного призрения. Собор определил: "Действительно нуждающихся прокаженных и состарившихся отделять от нищих промышленников, переписывать их по всем городам, устроить для них богадельни мужские и женские под ведением добрых священников и целовальников на счет частной милостыни".

С этого времени благотворительность находит свое место в системе государственной политики. Создаются специальные государственные благотворительные учреждения (например, в городах устраиваются богадельни). И, разумеется, Православная Церковь по-прежнему зримо являла, что милосердие и благотворительность выступают главными и неизменными ценностями Православия - как монастыри, так и отдельные церковные приходы брали на свое содержание лечебницы, сиротские приюты и школы, открывали библиотеки, раздавали бесплатные обеды.

Императрица
Екатерина Великая

 

Царь Алексей Михайлович

Государственная система общественного призрения получала свое еще большее развитие при царях династии Романовых. Русские цари накануне больших праздников рано утром тайно посещали больницы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым. По преданию, царь Алексей Михайлович самолично в простой одежде посещал дома бедняков и интересовался их нуждами, оказывал потребную помощь. В воскресные дни он ходил в темницы к заключенным. При нем нищим выдавалось годовое жалование по 4 рубля 50 копеек на каждого.

Особенно большое внимание благотворительности уделяла императрица Екатерина Великая, создавшая первое в России благотворительное общество - Воспитательное общество благородных девиц - и учредившая специальные учреждения социальной защиты - Приказы общественного призрения, и жена императора Павла I императрица Мария Федоровна, вставшая во главе целой сети благотворительных учреждений, известных под названием "Учреждения императрицы Марии Федоровны" и ставивших своей целью заботу о детях, инвалидах, вдовах и престарелых.

Императрица
Мария Федоровна

Дальнейшее развитие система благотворительности в России получает в XIX столетии. Император Александр I создает в 1802 г. для благотворительных целей "Благодетельное общество", которое в 1816 г. по настоянию императрицы Елизаветы Алексеевны было преобразовано в "Императорское человеколюбивое общество". Первым его попечителем был обер-прокурор Священного Синода князь А. Н. Голицын. Впоследствии учреждается звание "Почетный попечитель", которого удостаиваются наиболее щедрые жертвователи на благотворительные нужды. Многие благотворительные деяния этой эпохи сохранились и поныне. Так, известный всем сегодня Институт скорой помощи имени Склифосовского в Москве располагается в здании, которое возвел в качестве больницы для нуждающихся почетный попечитель граф Н. П. Шереметев.

При императоре Николае I создается Общество посещения бедных, у истоков которого стоял яркий деятель русской культуры той эпохи князь В. Ф. Одоевский. Благодатные условия для развития благотворительности в России создали знаменитые общественные реформы, проведенные при Александре II в 60 е годы.

Важнейшей основой благотворительности продолжала оставаться частная инициатива. Можно вспомнить известных заводчиков Демидовых. Павел Григорьевич Демидов еще в екатерининские времена деятельно включился в поддержку развития российского образования. Он пожертвовал недавно созданному Московскому университету 100 тысяч рублей, а также передал ему личную библиотеку и собрание различных художественных редкостей. Его двоюродный брат Н. Н. Демидов отдал принадлежавшую ему усадьбу на Вознесенской улице в Москве для устройства там Дома трудолюбия. Позже здесь размещался Елизаветинский институт благородных девиц. На средства П. А. Демидова были основаны Коммерческое училище при Воспитательном доме в Москве и Пансион при Московском университете.

 

Император Александр I

 

Павел Григорьевич Демидов

Особенное развитие частная благотворительность получила во второй половине XIX века, когда было основано 95 % всех обществ. В связи с развитием торговли и промышленности благотворительностью все в большей степени стали заниматься купцы и предприниматели. Благотворительные заведения носили, по преимуществу, имена своих создателей: Морозовская и Бахрушинская больницы, Алексеевские глазная и психиатрическая клиники, Рукавишниковский и Мазуринский приюты, Третьяковская галерея.

В середине XIX века переживает новый подъем и церковная благотворительность. Возникла и развилась новая ее форма - сестринское милосердие. Еще в 1844 году в Санкт-Петербурге была создана первая в Европе Свято-Троицкая женская община, готовившая сестер милосердия для попечения о раненых. Пример сестринского милосердия в Крымской войне побудил к созданию Российского общества попечения о раненых и больных воинах в мае 1867 года, которое через 12 лет преобразовали в Российское Общество Красного Креста.

К началу Первой мировой войны было зарегистрировано более ста подобных общин, а к середине 1917 года в лазаретах и госпиталях трудились примерно 30 000 сестер милосердия, 20 000 из которых вышли из епархиальных общин. Общины сестер милосердия стали своеобразным женскими монастырями в миру, где не предполагалось обязательного пострига в монахини.

 

Граф Н.П. Шереметев

Нельзя не отметить особо пастырской деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского, основавшего в Кронштадте в 1882 г. Дом трудолюбия, где к началу XX столетия трудилось более 7 000 человек. Там оказывалась бесплатная врачебная помощь, выдавались бедным обеды и пособия.

Обширной благотворительной деятельностью занималась святая великая княгиня Елизавета Федоровна, еще в 1893 г. основавшая Елизаветинское благотворительное общество оказания помощи детям неимущих родителей. В 1907 г. она учредила общину сестер милосердия (с 10 февраля 1909 г. - Марфо-Мариинская обитель), при которой была больница, амбулатория, аптека, сиротский приют, воскресная школа на 75 девочек и женщин, столовая для бедных. Обитель занималась устройством людей на работу, присмотром за детьми, уходом за больными на дому, материальной помощью.

Cвятая великая княгиня
Елизавета Федоровна

Святой праведный Иоанн
Кронштадтский


На протяжении всего советского времени частная благотворительность была под запретом, поскольку государство пыталось монополизировать всю социальную сферу жизни. Возрождение традиций российской благотворительности началось только в недавнем прошлом. Трудна, но и благодатна задача возрождения благотворительности в современном мире. "Поспешай, пока есть время милости или милования, - говорил святитель Московский Филарет, - пока не настало время неумытного суда; буди милостив, твори дела человеколюбия, какие можешь: и помилован будешь, и блажен будешь".

Современное российское законодательство в принципе приветствует благотворительную деятельность. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в России.

За рубежом законодатели активно поощряют благотворительность, разрешая от 3 до 10 % брутто-прибыли компании до уплаты налогов тратить на помощь официально зарегистрированным благотворительным организациям. Тем самым государство разумно перекладывает значительную часть общественных забот на социально ответственный бизнес. Отечественным предприятиям, к большому сожалению, пока не позволяется отнести ни копейки благотворительных пожертвований на себестоимость своей продукции. Наше государство в настоящее время предоставляет бизнесу возможность заниматься благотворительностью лишь после уплаты всех налогов.

Тем не менее благотворительность набирает силу. В России уже сотни масштабных личностей среди предпринимателей активно и системно идут по этому пути. Имена некоторых современных Демидовых уже вошли в историю России. Игорь Александрович Найвальт, руководитель Балтийской строительной компании, восстановил и построил свыше 50 православных храмов. Андрей Анатольевич Козицин, руководитель Уральской горно-металлургической компании, построил на свои средства столько монастырей, храмов и детских заведений, что мы всем советуем зайти на сайт УГМК и познакомиться с этой стороной деятельности компании. Этот список можно продолжать.

Эти замечательные люди, элита российского бизнеса действуют в доброй православной традиции: не хвастать в прессе про свои добрые дела, но и не стесняться предоставить всю необходимую информацию, опыт и помощь тем, кто хочет встать на путь благотворительности. Именно так в России постепенно складывается соборное сообщество православных меценатов. "Кто делает добро, тот от Бога" (3 Иоанн. 1, 11).


Игорь Александрович
Найвальт

Андрей Анатольевич
Козицин

В июле 2000 года афонские старцы благословили русских предпринимателей Андрея Юрьевича Быкова и Михаила Ивановича Чепеля на учреждение Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. Фонд зарегистрирован в Москве и имеет отделение в Италии, в г. Бари, где покоятся мощи Святителя Николая.

Фонд - частная светская некоммерческая организация. Составляя и реализуя благотворительные программы, мы выполняем благословения своих духовных руководителей - афонских старцев. Фонд не занимается политикой. Наша политика - благотворительность. Мы - православные миряне, смиренные рабы Божии, служим России, уделу Пресвятой Богородицы. Несем послушание предпринимательского труда, результаты которого мы не скрываем, они видны в этой книге.

Известно, что трубить о добрых делах не приветствуется, но в данном случае было дано специальное благословение на опубликование потому, что по словам старцев, Россия поднимается, горит сердцем к добрым делам, и следует показывать то, что можно делать. Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца за десять лет своей работы выполнил 880 соглашений о благотворительной помощи по 615 проектам на территории 50 субъектов Российской Федерации и 37 проектам за рубежом, 41 проект находится в стадии многолетней реализации. Фонд участвовал в строительстве и восстановлении свыше 100 монастырей и храмов, воздвижении 26 памятников святым покровителям России и видным общественным деятелям, бесплатно распространил свыше миллиона единиц печатной продукции, организовал десятки паломнических поездок по России и за рубеж, множество благотворительных концертов с участием известных на всю страну исполнителей. Организуется помощь детским садам, общеобразовательным и шахматным школам, центрам детского творчества, православным семинариям и миссионерским центрам. Фонд Святителя Николая Чудотворца оказывает благотворительную помощь военным летчикам, морякам, пограничникам и десантникам.

«Радость человеку — благотворительность его» (Притч. 19, 22)