Просим Ваших молитв! О здравии: Святейшего Патриарха Кирилла, митрополитов Пантелеимона, Исидора, Игнатия, Кирилла, Викентия, Даниила, Георгия, Иосифа, Филарета, Александра, Феодосия, архиепископов Евгения, Зосимы, Марка, епископов Максима, Тихона, Сергия, Германа, Феогноста, схиархимандрита Илия архимандрита Олега, игумена Стефания, протоиереев Александра, Александра, Димитрия и Георгия, иеромонахов Иоанна Михаила и Диомида, иереев Вячеслава, Андрея, Андрея, рабов Божиих Тамары, Андрея, Александра, Александры, Ксении, Костаса, Елизаветы, Антония, Георгия, Елены, Валерия, Екатерины, Георгия, Екатерины, Наталии, Людмилы, Константина, Юрия, Валентины, Василия, Екатерины, Татианы, Василия, Екатерины, Димитрия, Татианы, Елены, Ольги, Николая, Никиты, Анны, Надежды, Елизаветы, Алексея, Наталии, Андрея, Николая, Михаила, Николая, Лидии, Георгия, Александра, Николая, Николая, Михаила, Андрея, Пантелеимона, Павла, Елизаветы, Марии, Никиты, Илии, Татианы, Петра, Георгия, Бориса, Сергия, Сергия, Александра, Николая, Николая со братией. Об упокоении душ рабов Божиих: Юрия, Галины, Александра, Татьяны, Валентины, Димитрия, Евдокии, Леонида, Анны, Александры, Анны, Татьяны, Василия, Иоанна, Димитрия, Татьяны, Леонида, Димитрия, Веры, Ларисы, Ксении, Якова, Василия, Пелагии, Варвары, Димитрия, Григория, Иоанна, Параскевы, Георгия, Андрея, Надежды, Иоанна, Владимира, Георгия, Елены, Екатерины, Елисея, Матвея, Татьяны, Иоанна, Тараса, Степана, Михаила, Герасима, Григория, Емельяна, Поликарпа, Филиппа, Панфила, Андрея, Анны, Николая, Агапа, Евстрата, Сергия, Аскольда, Марии, Надежды, Константина, Олимпиады, Анны, Марии, Клавдии, Петра, Леонида, Димитрия, Николая, Александра, Андриана, Димитрия, Марии, Тимофея, Григория, Ефросиньи, Иоанна, Ирины, Михаила, новопреставленных Германа и Александра и всех их прародителей и усопших сродников до праотца Ноя.
О Фонде
Программы Фонда
Библиотека Фонда
Медиатека Фонда
Проповеди иеромонаха Михаила Первый шаг на пути к спасению
Russian (CIS)English (United Kingdom)Deutsch (DE-CH-AT)Italian - ItalyGreek

Иеромонах Михаил (Чепель)

Первый шаг на пути к спасению

Как писал Святитель Игнатий (Брянчанинов), "ищущий спасения должен признать себя погибающим". И на самом деле: большинство современных людей совершенно искренне не понимают, от чего спасает нас Христос. Спасает - в первую очередь - от греха и его последствий.


Грех - это то, что разлучает человека с Богом. Изначально вошедший в мир через Адама и Еву, в их потомках грех живет уже против их воли. Во Христе, Который в Своем человеческом естестве был во всем подобен нам кроме греха,  Бог искупил человечество от рабства греху, но природа людей в дни их земной жизни  все так же тленна. Поэтому осознанное совершение человеком даже самого маленького греха приводит к тому, что он впадает и в более тяжкие грехи, казалось бы внешне с первым никак не связанные, но вызванные им, как результатом выбора между жизнью по заповедям Христа и жизнью во грехе.

Греховное начало  можно сравнить с вирусом, который может годами жить в человеке и не мешать ему, ожидая своего часа. Но стоит произойти чему-то, и вирус начнет разрушать организм. Какие-то вирусы действуют на кровь, какие-то на обмен веществ, третьи на печень, страдает нервная система. Но в любом случае они ослабляют человека, в теле которого все взаимосвязано, создавая угрозу для его жизни, особенно если он не будет лечиться. Примерно  так же действуют в человеке и грехи. "Мелкие", повседневные "грешки" не взывают к покаянию, и тем более страшны своей неимоверной массой. Нет такого желудя, который потенциально не заключал бы в себе дуба: из "невинного" проступка могут родиться самые страшные последствия, примеров чему масса, как в литературе, так и в жизни.

Очень сложно сразу отречься от движущих миром страстей. Человек в нем подобен маленькой детальке в огромном локомотиве, набирающем скорость до такой степени, что остановить его  практически невозможно. И если от него оторваться, то еще долго можно нестись по инерции. И чем больше масса нашей греховности, тем более велика инерционная сила, тем труднее остановиться и больше времени на это нужно.

Все грехи человека начинаются с несоблюдения им первой заповеди  и Ветхого и Нового Заветов - о любви к Богу. Многие просто и не хотят иметь истинное понятие о Боге, о Церкви, о православном учении, о принятии святого крещения. Это кажется им не связанным с "настоящей" жизнью, в которой "реальными" кажутся колдовство, гадание, вера в порчу, вполне уживающиеся с атеистическим мировоззрением. Если же такие люди все-таки приходят в Церковь - следуя традиции или из-за каких-то жизненных проблем, то и к тому, что происходит в Церкви они относятся, как к своего рода магическим действиям.

Не веря в бессмертие и вечную жизнь, они верят, что если поставить свечку тому-то, то произойдет то-то, если заказать молебен, то произойдет одно, а если поминание на ектение, то другое... Некоторые сохраняют такое мироощущение, даже десятками лет ходя в православный храм и участвуя в церковных таинствах. У них нет благоговения, нет уважения к святыне, а они удивляются, почему в жизни у них все так плохо...

Некоторые приходят в храм как в клуб по интересам; не имея другого круга общения, обсуждают до или после, а иногда и во время церковной молитвы пустые сплетни. Обращаясь к Богу за помощью, люди с таким мироощущением могут параллельно "для надежности" обратиться к колдунам, экстрасенсам. Они не верят в любовь Господа, а если услышат о ней, то подумают, что вот, значит не нужно Его и бояться; раз Он добрый, то и последствий никаких не будет, если нарушить Его заповеди...

Таким людям лучше почитать не Евангелие, а книгу Левит из Ветхого завета, в которой написано:  "не ходите к вызывающим мертвых и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них" и "Мужчина или женщина, если они будут вызывать мертвых или волховать, да будут все преданы смерти, камнями должно побить их, кровь их на них".

У многих отсутствует вера в то, что за все совершенные поступки придется дать ответ; они смотрят на жизненные события сквозь призму "повезло" им или "не повезло", не доискиваясь глубинных причин. Божий промысел о человеке, когда каждый в дни земной жизни, как бы глубоко он ни пал, имеет шансы на покаяние и спасение, они не могут отличить от детерминизма, предполагающего, что все наши поступки заранее предопределены и чтобы мы ни делали - все равно произойдет то, что произойдет.

Отсутствие  твердой веры в Бога, любви к Нему - надежный фундамент для строительства греховного здания, потому что, не имея этого внутреннего ограничителя, человек легко совершает те проступки или даже преступления, о которых и не подумал бы, будь у него внутри этот стержень.

Но, как сказал Спаситель, любовь к Богу начинается с любви к ближнему. А ближний - это каждый человек, с которым сводит нас жизнь. Креститься, делать поклоны со всеми вместе во время богослужения - показатель участия в нем. Разговор во время службы - прямое неуважение к Господу. Зачем ходить к Тому, кого не любишь и не уважаешь? Но не менее важно помогать тем, кто рядом с нами и кому плохо; без этого все наши молитвы могут превратиться просто в ритуальные действия.

Один человек задал такой вопрос священнослужителю: "Сам прошу милости у Бога, а другим прошу у государства наказания по закону, могу ли я тогда так себе просить?" И это не праздный вопрос. В Евангелии говорится о том, что нас будут судить тем судом, которым мы судим других, то есть, нам будут предъявлены те же требования совершенства, которого мы ждем от других, соответственно и наказание будет таким же, как мы наказали бы кого-то за этот поступок.

Когда у человека много неуверенности, его преследуют в жизни страхи, это значит, что он еще далек от Господа. Свидетельством крепкой веры является то, что ее обладатель настолько доверяет Богу, что уверенно идет по жизни, не зацикливаясь на мнимых и реальных проблемах.