Просим Ваших молитв! О здравии: Святейшего Патриарха Кирилла, митрополитов Пантелеимона, Исидора, Игнатия, Кирилла, Викентия, Даниила, Георгия, Иосифа, Филарета, Александра, Феодосия, архиепископов Евгения, Зосимы, Марка, епископов Максима, Тихона, Сергия, Германа, Феогноста, схиархимандрита Илия архимандрита Олега, игумена Стефания, протоиереев Александра, Александра, Димитрия и Георгия, иеромонахов Иоанна Михаила и Диомида, иереев Вячеслава, Андрея, Андрея, рабов Божиих Тамары, Андрея, Александра, Александры, Ксении, Костаса, Елизаветы, Антония, Георгия, Елены, Валерия, Екатерины, Георгия, Екатерины, Наталии, Людмилы, Константина, Юрия, Валентины, Василия, Екатерины, Татианы, Василия, Екатерины, Димитрия, Татианы, Елены, Ольги, Николая, Никиты, Анны, Надежды, Елизаветы, Алексея, Наталии, Андрея, Николая, Михаила, Николая, Лидии, Георгия, Александра, Николая, Николая, Михаила, Андрея, Пантелеимона, Павла, Елизаветы, Марии, Никиты, Илии, Татианы, Петра, Георгия, Бориса, Сергия, Сергия, Александра, Николая, Николая со братией. Об упокоении душ рабов Божиих: Юрия, Галины, Александра, Татьяны, Валентины, Димитрия, Евдокии, Леонида, Анны, Александры, Анны, Татьяны, Василия, Иоанна, Димитрия, Татьяны, Леонида, Димитрия, Веры, Ларисы, Ксении, Якова, Василия, Пелагии, Варвары, Димитрия, Григория, Иоанна, Параскевы, Георгия, Андрея, Надежды, Иоанна, Владимира, Георгия, Елены, Екатерины, Елисея, Матвея, Татьяны, Иоанна, Тараса, Степана, Михаила, Герасима, Григория, Емельяна, Поликарпа, Филиппа, Панфила, Андрея, Анны, Николая, Агапа, Евстрата, Сергия, Аскольда, Марии, Надежды, Константина, Олимпиады, Анны, Марии, Клавдии, Петра, Леонида, Димитрия, Николая, Александра, Андриана, Димитрия, Марии, Тимофея, Григория, Ефросиньи, Иоанна, Ирины, Михаила, новопреставленных Германа и Александра и всех их прародителей и усопших сродников до праотца Ноя.
О Фонде
Программы Фонда
Библиотека Фонда
Медиатека Фонда
Театр «РУССКАЯ ОПЕРА» Театр "РУССКАЯ ОПЕРА": творческий вечер в Тарусе
Russian (CIS)English (United Kingdom)Deutsch (DE-CH-AT)Italian - ItalyGreek

03

00

Творческий вечер народного артиста СССР,  художественного руководителя театра "РУССКАЯ ОПЕРА" Александра Филипповича Ведерникова в рамках 21-го музыкального фестиваля им. С.Рихтера в г. Таруса

16 августа 2013 года

 

На базе дома отдыха "Серебряный век некоммерческим партнёрством "Общество друзей Тарусы - содействие развитию" совместно с Фондом Святослава Рихтера для своих членов была проведена встреча с народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии СССР, многолетним солистом оперной труппы Большого театра России А.Ф. Ведерниковым. В красивом, уютном зале тарусской здравницы (некогда доме отдыха им. Куйбышева) собрались люди, для которых музыкальное искусство всегда было дорого и ценно. Вела творческий вечер Т.Н. Юрлова, председатель совета партнёрства. Стоит сразу отметить, что этот замечательный вечер - настоящий подарок всем любителям и ценителям прекрасного. И Александру Филипповичу Ведерникову, готовящему отметить своё 86-летие, без сомнения, необходимо ещё раз выразить огромную признательность за то, что в течение почти полутора часов он искренне, с неподдельным желанием отвечал на заданные ему многочисленные вопросы, а также с большим артистизмом и поистине неиссякаемой певческой силой вместе со своей ученицей, солисткой театра "Русская Опера" Надеждой Нивинской (сопрано) исполнил партию Карася в дуэте Одарки и Карася из оперы С.С. Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем". Александр Филиппович Ведерников - русский самородок, выходец из российской глубинки (Вятской губернии), богато одарённый от природы удивительной силы и красоты голосом, стал одним из прославленных отечественных басов XX столетия и гордостью нашей оперной сцены. 

В Большом театре он проработал более тридцати лет, в течение двадцати из которых стал практически незаменимым исполнителем партии Сусанина в опере М. Глинки "Иван Сусанин". Люди старшего поколения хорошо помнят эту простую и в то же время звучную фамилию - Ведерников, даже те, кто в силу жизненных обстоятельств никогда не был в театре. Этот яркий, удивительной музыкальной огранки голос звучал по радио, а затем и с телевизионных экранов, в самых известных оперных постановках - "Евгений Онегин" Чайковского (Гремлин), "Царская невеста" Римского-Корсакова (Собакин), "Русалка" Даргомыжского (Мельник), "Сказка о царе Султане" Римского-Корсакова (царь Султан), "Садко" Римского-Корсакова (Варяжский гость), "Руслан и Людмила" Глинки (Руслан), "Война и мир" Прокофьева (князь Болконский) и многих других. Александр Ведерников был любимцем знаменитого и талантливейшего композитора Григория Свиридова, первым исполнителем его произведений, в том числе "Патетической оратории". Конечно, рассказ о себе, своём жизненном и творческом пути Александр Филиппович начал не с этого, а с того, как, можно сказать, совершенно случайно стал певцом. Рос он в рабочей шахтёрской среде на Южном Урале, куда семью забросила война. Здесь же, в шахтёрском посёлке, находились и репрессированные немцы из Поволжья, многие из которых были высокообразованными, талантливыми людьми.

Саша Ведерников начал заниматься в художественном кружке, который вёл немец, окончивший три курса  Ленинградской академии художеств, слушал его интереснейшие беседы о мировой и российской культуре.    Преподавателем кружка музыки был также немец - под его руководством 15-летний Саша целиком выучил партию Мельника из оперы "Русалка". Мальчик начал с увлечением петь в самодеятельном хоре, затем солировать. "Саша, у тебя певческий голос, тебе надо учиться", - сказал ему немец-художник Данила Данилович Литер, с которым Александр Филиппович затем дружил всю жизнь (он был одним из ведущих в нашей стране художников-декораторов, отмеченных на конкурсе в Париже Золотой медалью).
Но Александра Ведерникова больше влекла живопись. "Собрав все свои рисунки, я на крыше поезда (денег на билет не было) поехал в Свердловск поступать в художественное училище. Но опоздал, приём закончился. Представляете моё разочарование! С поникшей головой я вышел из "художки" и вижу прямо через дорогу вывеску: музыкальное училище им. Мусоргского. Подумал: была не была, куда-то поступать надо, попробую.
Захожу - стоит очередь, идёт третий тур для поступающих на вокальное отделение. Набравшись смелости, подхожу прямо к двери и, улучив момент, ныряю в комнату под крики в спину: "Куда, куда!
Вот нахал - без очереди!.." Вижу, сидит такой важный старец. "Ну, что вы хотите, молодой человек?" Отвечаю: "Хочу стать певцом, приехал из Челябинской области. Пою всё - классику, русские народные песни…" "Ну, давайте народные… Можете спеть "Утёс"? - спросил старик (как потом оказалось, это был профессор Михаил Михайлович Уместных, учившийся пению в Италии, преподаватель Уральской консерватории). И я запел "Утёс"… А закончив, услышал: "Лидия Ивановна (это он к своей ассистентке обратился), зачислите этого парня в мой класс. Как ваша фамилия, молодой человек?" - рассказал гость. Оказывается, бывает и такое - дорога привела Александра Ведерникова туда, куда надо.
Окончив всего два курса Свердловского музыкального училища и поняв, что получает недостаточно знаний, Александр решил отправиться в столицу - поступать в Московскую консерваторию
С 1955 года выпускник консерватории Александр Ведерников начал работать в театре оперы и балета им. Кирова в Ленинграде (нынешнем Мариинском театре оперы и балета), куда его пригласили. "И вот здесь я понял, что совсем не умею петь, хотя за плечами были годы учёбы у сильнейших преподавателей вокала страны. Мне всё время не хватало дыхания, не могу допеть до конца фразу - задыхаюсь… В театре были замечательные певцы - О.Ф. Мшанская (меццо-сопрано), М.И. Атлантова (мать замечательного Владимира Атлантова), работавшая консультантом… Они-то меня и учили, как правильно дышать", _ продолжает свой рассказ А.Ф. Ведерников.
Всё это немного удивительно было слышать, и особенно, что из консерваторского выпуска вокалистов в 25 человек, по словам Александра Филипповича, в театрах затем пели лишь пятеро, да и то  вторые и третьи партии. Только он, единственный, сразу начал петь первые. "Это говорит о том, что наше консерваторское музыкальное образование находилось на очень низком уровне.


Да и сегодня в России очень много хороших голосов, способных и талантливых молодых певцов, но педагогическая вокальная школа нуждается в большой корректировке", - отметил певец.
Не обошли присутствовавшие на вечере и такой больной на сегодняшний день вопрос, как нынешняя ситуация в Большом театре. "Очень тяжёлая тема, и вопрос тяжёлый. Мне кажется, что сегодня Большой театр находится в большом кризисе, и причина этому - кризис в нашей стране. Большой театр - это фактически зеркало состояния российского искусства в целом. Что ни постановка - совершенно чуждые театру люди, занятые ею.

Один такой режиссёр поставил оперу "Евгений Онегин", где вся она проходит в одной комнате! Это же чистой воды профанация, уничтожение классики! А известнейший всем нам режиссёр Юрий Любимов считает "Князя Игоря" очень скучной оперой, сократив её почти наполовину - все основные партии, на которых эта опера держится!.. Стыдно об этом говорить, но это так- в   ведущем государственном театре страны, на который должны другие равняться, допускаются такие, с позволения сказать, постановки. Или гениальная опера "Борис Годунов" _ для её постановки пригласили  кинорежиссёра, который считает, что всё, что делалось до него, неинтересно. Поэтому стал вводить в оперу новые персонажи… Но такие постановки имеют обычно короткую жизнь: два-три  спектакля и всё. Плохо только, что всё это становится явлением постоянным…" Таким был прямой и откровенный ответ Александра Филипповича Ведерникова на заданный ему действительно весьма непростой вопрос.
Напоследок певца спросили о близких ему людях - супруге, детях, учениках. Профессор Московской консерватории, заслуженная артистка РФ, заслуженный деятель искусств РФ Наталья Николаевна Гуреева, жена А.Ф. Ведерникова, приехала в Тарусу вместе с ним и даже аккомпанировала во время исполнения дуэта Одарки и Карася. Сыновья А.Ф. Ведерникова- также известные в мире искусства люди: Александр многие годы был главным режиссёром Большого театра, Борис - художник, член СХ РФ. Участниками встречи также стали ученики А.Ф. Ведерникова - солисты Московского театра "Русская Опера" Надежда Нивинская и Сергей Москальков (генеральный и исполнительный директоры театра), а также концертмейстер "Русской Оперы" Надежда Котнова.

Прощаясь, Александр Филиппович пожелал участникам творческой встречи исполнять своё дело честно и достойно, в полную силу своих способностей. Чтобы дело это приносило его исполнителю удовольствие. Так, как это делал всегда он сам. "Для мастера и профессионала - неважно, в какой области он трудится - не существует трудных задач - чем эта задача труднее, тем интересней человеку проявить все свои способности для её решения. И ещё важно, чтобы дело, которым человек занят, обогащало не только его самого, но и тех, кому оно в итоге предназначено - людей", - отметил А.Ф. Ведерников. В целом встреча у её многочисленных участников оставила очень тёплое и радостное чувство. И это тем более ценно - нечасто идущие от сердца доброта и искренность соседствуют с настоящим талантом.

 

По материалам газеты "Октябрь" Тарусского района Калужской области

http://october.tarusa.ru