Просим Ваших молитв! О здравии: Святейшего Патриарха Кирилла, митрополитов Пантелеимона, Исидора, Игнатия, Кирилла, Викентия, Даниила, Георгия, Иосифа, Филарета, Александра, Феодосия, архиепископов Евгения, Зосимы, Марка, епископов Максима, Тихона, Сергия, Германа, Феогноста, схиархимандрита Илия архимандрита Олега, игумена Стефания, протоиереев Александра, Александра, Димитрия и Георгия, иеромонахов Иоанна Михаила и Диомида, иереев Вячеслава, Андрея, Андрея, рабов Божиих Тамары, Андрея, Александра, Александры, Ксении, Костаса, Елизаветы, Антония, Георгия, Елены, Валерия, Екатерины, Георгия, Екатерины, Наталии, Людмилы, Константина, Юрия, Валентины, Василия, Екатерины, Татианы, Василия, Екатерины, Димитрия, Татианы, Елены, Ольги, Николая, Никиты, Анны, Надежды, Елизаветы, Алексея, Наталии, Андрея, Николая, Михаила, Николая, Лидии, Георгия, Александра, Николая, Николая, Михаила, Андрея, Пантелеимона, Павла, Елизаветы, Марии, Никиты, Илии, Татианы, Петра, Георгия, Бориса, Сергия, Сергия, Александра, Николая, Николая со братией. Об упокоении душ рабов Божиих: Юрия, Галины, Александра, Татьяны, Валентины, Димитрия, Евдокии, Леонида, Анны, Александры, Анны, Татьяны, Василия, Иоанна, Димитрия, Татьяны, Леонида, Димитрия, Веры, Ларисы, Ксении, Якова, Василия, Пелагии, Варвары, Димитрия, Григория, Иоанна, Параскевы, Георгия, Андрея, Надежды, Иоанна, Владимира, Георгия, Елены, Екатерины, Елисея, Матвея, Татьяны, Иоанна, Тараса, Степана, Михаила, Герасима, Григория, Емельяна, Поликарпа, Филиппа, Панфила, Андрея, Анны, Николая, Агапа, Евстрата, Сергия, Аскольда, Марии, Надежды, Константина, Олимпиады, Анны, Марии, Клавдии, Петра, Леонида, Димитрия, Николая, Александра, Андриана, Димитрия, Марии, Тимофея, Григория, Ефросиньи, Иоанна, Ирины, Михаила, новопреставленных Германа и Александра и всех их прародителей и усопших сродников до праотца Ноя.
Über die Stiftung
Programme der Stiftung
Bibliothek der Stiftung
Медиатека Фонда
Russian (CIS)English (United Kingdom)Deutsch (DE-CH-AT)Italian - ItalyGreek
Keine Übersetzungen vorhanden.

Иеромонах Михаил (Чепель)

О покаянии

...Сколько людей вообще не представляют, что такое грех и спасение! Много раз мне говорили разные люди, что ты своими делами "заработал" себе Царство Небесное. Что помогало мне не относиться к таким легкомысленным заявлениям серьезно - это то, что я любил читать жития святых, творения святых отцов. Как писал Святитель Игнатий (Брянчанинов), "те, кто дают добрым делам падшего естества незаслуживаемую ими высокую оценку, впадают в величайшую духовную погрешность. Они уничижают и отвергают Христа". И вот однажды, живя в скиту, решил не просто поисповедаться, но как бы суд над собой произвести без защитника, причем совесть моя прокурор, а душа обвиняемая.

С первого же заседания мне самому стало дурно, а после написания исповеди по итогам первого заседания страх обуял. Реально жутко стало, жизнь как бы обрушилась, отчаяние охватило - зачем и для чего жил? Понял, что такой вот внешне "хороший" ни на что особо хорошее рассчитывать не может, если по справедливости судить. В итоге - слабость в ногах, два часа пролежал и со страхом и волнением пошел на исповедь. Честно говоря, давно так страшно не было. И это было началом моей духовной жизни.

Жития старцев, описание ими грехов и их действия, словно вскрывали нарывы моей больной души, о каждом грехе я молился со слезами. Силуан Афонский писал: "Всю жизнь душа проводит в борьбе с помыслами. Но ты не унывай, Господь любит мужественного борца".

Чтобы избавиться от грехов нужно жестко изменить очень многое в своей жизни. Нужно чистить свою душу, как стеклышко, через которое дети смотрят на Солнце; вот и душа наша должна быть чиста, чтобы мы могли видеть Бога. Как сказал Христос Спаситель в Нагорной проповеди: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

По милости Своей Господь нам дал время, являющееся огромной ценностью в том смысле, что мы можем использовать его для своего спасения, для пути к Богу. За пределами мира, в котором мы находимся времени нет; и если в Царстве Небесном, с Богом оно и не нужно, то величайший ужас в том, что и в аду его нет.

Увы, не все исповеди принимаются, так как многие не понимают даже, в чем, а главное зачем нужно каяться. Далеко не все могут сказать вместе со святым царем Давидом: "беззаконие мое я знаю". Многие не только грехов своих не видят, но приходят на исповедь за чем-то совсем другим; как на магический ритуал, после которого им должно стать "лучше", и непременно тут же. Вспоминается  Марфуша  из  сказки "Морозко". Тот ее спрашивает: "Не холодно ли тебе, девица, не холодно ли тебе, красная?"А она ему: "Ты что, дурак старый, давай мне жениха, да побогаче!"  Вот и многие так: забегут в храм, помашут рукой крестообразно и на "марфушину исповедь", чтобы все самое хорошее, о чем они мечтают сбылось, да побыстрее...

Надо верить в спасительность таинства покаяния, не впадать в отчаяние, верить в милость Божию. И при этом оценивать свои проступки так, как осудили бы их в чужом человеке, если бы были прокурором.  нужно быть милостивым к другим, но строгим к себе. Любое самооправдание - поленце для адской печи.

Даже из читающих и изучающих Священное Писание, святооотеческую литературу далеко не все понимают прочитанное, не могут пересказать смысл, если их попросить об этом. "Погибель наша начинается через уничтожение нашего общения с Богом и вступление в общение с падшими духами", - писал Святитель Игнатий (Брянчанинов). Нужно просить благодатной помощи Божией, освящающей и обновляющей человека.

Гордыня, тщеславие страшны тем, что их можно скрыть от людей, которые могут почитать обладателя этих качеств за святого. Сколько душ погубила погрешность тех, которые ослепляясь гордостью и самомнением, дают своим делам падшего естества несвойственную им цену! По словам Святителя Игнатия, все святые оставляли свою правду и искали правды Божией, потому что у растленного естества и правда растленная.

В современном мире люди все чаще гордятся своей греховностью, бравируют ей. Это болезненное проявление оторванности от Бога, земное начало вечной смерти - как может Господь  простить  человеку грех, если тот не только об этом не просит, но и ставит его себе в заслугу?

Чтобы хоть немного начать постигать таинства Церкви душу нужно готовить. Если нет подготовленной почвы - все бесполезно. Тот, кто научился перерисовывать иероглифы еще не изучил тем самым китайский язык.

Начало духовной жизни - когда человек заглядывает себе в душу и видит в ней множество грехов.  Истинное покаяние определяется тремя моментами: испытание совести, сокрушение сердца, исповедание своих грехов.

Покаяние - процесс  длиною в жизнь. Наша жизнь настолько коротка, что нам не то что воевать друг с другом  - просто ссориться нет времени.

Грехи несут с собой смерть, а до нее много скорбей, называемых иногда крестной ношей человека. Несение Креста - с ропотом или с благодарностью - есть первый признак нашего отношения к Богу. Ведь наши скорби очень часто являются лишь следствием поступков, совершенных нами в жизни.

Часто люди не видят своих грехов; как говорят в народе "бесы им глаза закрывают". Многие считают, что и нет у них вовсе грехов... На самом деле вся наша жизнь пронизана грехами; важно научиться их видеть, но сначала важно понять, почему они так губительны и захотеть освободиться от них.

Не нужно открыто обличать людей в их заблуждениях: порой правда, высказанная молчанием гораздо ценнее, высказанной вслух. Она не провоцирует грех осуждения и ответную агрессию. Поэтому и говорят, что молчание - золото.

Ничего, что мы грешны: все равно нужно искать святости, к которой призван каждый христианин. Как пишет апостол: "вы царственное священство, народ святой, люди взятые в удел". Мы же ищем пищу, когда голодны. Лишь бы искренним было наше покаяние и желание исправить свою жизнь - Господь обязательно нам в этом поможет.