Просим Ваших молитв! О здравии: Святейшего Патриарха Кирилла, митрополитов Пантелеимона, Исидора, Игнатия, Кирилла, Викентия, Даниила, Георгия, Иосифа, Филарета, Александра, Феодосия, архиепископов Евгения, Зосимы, Марка, епископов Максима, Тихона, Сергия, Германа, Феогноста, схиархимандрита Илия архимандрита Олега, игумена Стефания, протоиереев Александра, Александра, Димитрия и Георгия, иеромонахов Иоанна Михаила и Диомида, иереев Вячеслава, Андрея, Андрея, рабов Божиих Тамары, Андрея, Александра, Александры, Ксении, Костаса, Елизаветы, Антония, Георгия, Елены, Валерия, Екатерины, Георгия, Екатерины, Наталии, Людмилы, Константина, Юрия, Валентины, Василия, Екатерины, Татианы, Василия, Екатерины, Димитрия, Татианы, Елены, Ольги, Николая, Никиты, Анны, Надежды, Елизаветы, Алексея, Наталии, Андрея, Николая, Михаила, Николая, Лидии, Георгия, Александра, Николая, Николая, Михаила, Андрея, Пантелеимона, Павла, Елизаветы, Марии, Никиты, Илии, Татианы, Петра, Георгия, Бориса, Сергия, Сергия, Александра, Николая, Николая со братией. Об упокоении душ рабов Божиих: Юрия, Галины, Александра, Татьяны, Валентины, Димитрия, Евдокии, Леонида, Анны, Александры, Анны, Татьяны, Василия, Иоанна, Димитрия, Татьяны, Леонида, Димитрия, Веры, Ларисы, Ксении, Якова, Василия, Пелагии, Варвары, Димитрия, Григория, Иоанна, Параскевы, Георгия, Андрея, Надежды, Иоанна, Владимира, Георгия, Елены, Екатерины, Елисея, Матвея, Татьяны, Иоанна, Тараса, Степана, Михаила, Герасима, Григория, Емельяна, Поликарпа, Филиппа, Панфила, Андрея, Анны, Николая, Агапа, Евстрата, Сергия, Аскольда, Марии, Надежды, Константина, Олимпиады, Анны, Марии, Клавдии, Петра, Леонида, Димитрия, Николая, Александра, Андриана, Димитрия, Марии, Тимофея, Григория, Ефросиньи, Иоанна, Ирины, Михаила, новопреставленных Германа и Александра и всех их прародителей и усопших сродников до праотца Ноя.
Über die Stiftung
Programme der Stiftung
Bibliothek der Stiftung
Медиатека Фонда
Проповеди иеромонаха Михаила "О радости сегодня": притча как дьявольская ловушка
Russian (CIS)English (United Kingdom)Deutsch (DE-CH-AT)Italian - ItalyGreek
Keine Übersetzungen vorhanden.

Иеромонах Михаил (Чепель)


"О радости сегодня": притча как дьявольская ловушка

 

"Есть лукавство, и это мерзость." (Сир. 19,20)

Пришел жрец к монаху и спросил его:
- Отрекаешься ли ты от Бога своего, крещения и монашеского обета?
Монах отрекся и тут увидел, что из уст слетел голубь и скрылся в небе, а жрец пошел к демону сказать, что монах отрекся от всего.
Из дневников архимандрита  Павла( Груздева).

 

В образной передаче учения Христианской Церкви притчи стоят на особом месте и играют очень важную роль, позволяя большему количеству людей понять его суть. История притч насчитывает не одно тысячелетие. Их мы находим и в Ветхом Завете, например, Книга притчей Соломоновых. Она и сегодня потрясающе интересна и очень современна. Особая роль притчам принадлежит в Новом Завете. Пришедший на землю Сын Божий, зная нашу человеческую немощь, очень часто, как мудрый Учитель,  в Евангелии именно через притчи передавал Свое учение.

 

Прежде чем перейти к сути вопроса, давайте определимся с понятием "притча". Притча - это краткий иносказательный поучительный рассказ. Это жанр, в котором содержится нравственное или религиозное поучение. Притчу в какой-то мере можно назвать особой формой передачи мудрости. Притча часто является повествованием о трудно объяснимом явлении неподготовленному человеку.

Очень близко к притчам находится такой жанр, как  басня. К басням лично отношусь с глубоким уважением. Вспомним басни Крылова, в которых даже детям достаточно легко вывести нравоучение и увидеть суть греховных деяний. Собственно дети сами выводят те нравственные поучения, которые содержатся в баснях. Очень трудно пояснять детям, почему это нужно делать так, а не иначе. Басня же облегчает это видение. Основное отличие ее от притчи в том, что последняя - слово более высокого стиля, чем басня, в которой есть элемент снижающего отношения к называемому так произведению; поэтому слово «притча» применяется к таким литературным произведениям, к которым применение слова «басня» в силу его слишком светского характера  невозможно, в частности к произведениям церковной литературы.

Господь наш Иисус Христос придавал особое значение притчам в Своем служении. Он использовал несколько десятков притч, раскрывая в них фундаментальные основы Своего учения. Например, говоря о Царстве Божием Он использовал  притчи О типах почвы, О сорняках, О горчичном зерне, О закваске, О жемчужине, О рыбацком неводе, О растущей пшенице. В учении о служении и повиновении: О работниках на сборе урожая, Об одолженных деньгах, О слугах богача, О роли слуги. В учении о молитве: Визит друга в полночь, О несправедливом судье. В учении об отношении с ближними: О добром самарянине.
В учении о смирении: О брачном пире, О гордом фарисее и смиренном сборщике налога.
В учении о богатстве: О неразумном богаче, О великом пире, О нечестном управляющем.
Важнейший раздел Учения отведен притчам благовестия: О заблудшей овце, О потерянной монете, О блудном сыне, О прощенных долгах. В учении о суде и будущем: О десяти подругах невесты, О мудрых и преданных слугах, Об уехавших владельце дома, О двух сыновьях, О злых виноградарях, О бесплодной смоковнице, О свадебном пире, О не желающих прощать слуге.

Выделяя специально достаточно большой перечень притч, используемых Спасителем, хотелось бы, чтобы читатель посмотрел на это объем, чтобы убедиться в  том, что именно притчи были одним из важнейших способов  раскрытия Им Своего учения. В основе этого лежит много причин. Например, притча - это способ подводящий к ненасильственному размышлению над сказанным. Христос Спаситель в полной мере соблюдал принцип свободной воли человека. Господь не неволил принимать решения, ибо притча лишь тонкий намек, а не категоричная заповедь. Притча подводит к понимаю заповедей. Притча - это и свобода в выборе самостоятельных решений. Особая привилегия притчи - это подведение к пониманию трудного через иносказание.

Несмотря на внешнюю простоту евангельского учения, многие необычные вопросы вызывали большое недоумение или абсолютное непонимание, как например, "родиться вторично". Это как? И что вообще стоит за вторым рождением? Это сейчас, имея обширные святооотеческие комментарии Евангелия, мы даже не задумываемся о том, как бы мы поняли некоторые евангельские слова, если бы этих подробных комментарий не было. Тогда же Господь прямо говорил только Своим ученикам, к остальным же обращался притчами.

Поводом для написания этой статьи послужило следующее обстоятельство. Благодаря развитию коммуникаций сейчас мы имеем возможность обмениваться различного рода информацией с людьми разного положения, звания, профессий. Однажды один человек решил меня порадовать очень доброй притчей, которая называется "О радости сегодня" и отправил ее мне.

Сама по себе притча очень коротенькая, всего несколько предложений и многих настраивала на позитивное настроение. Вот она:

В предрождественские дни, в гости к Мастеру пришли его друзья. Когда они уже собирались уходить, кто-то из них спросил: "Разве ты не пожелаешь нам счастливого Рождества?" Мастер взглянул на календарь, увидев, что была пятница, и сказал: "Лучше я пожелаю вам счастливой пятницы." Друзья, которые были христианами, обижались на Мастера до тех пор, пока он не объяснил: "Миллионы людей радуются не Сегодняшнему дню, а Рождеству, поэтому их радость кратковременна. Для тех же, кто радуется Сегодняшнему дню, каждый день — Рождество. Счастливого вам сегодня!" (сегодня т. е. пятницы — иером. Михаил).

Честно говоря, меня очень встревожила эта притча, которая воодушевила моего знакомого. Я тут же предложил ему прокомментировать ее, и он согласился. Вот этот комментарий:

Слово "Мастер" не вызвало бы особой настороженности, если бы этот мастер не посмотрел бы на календарь и не определил день, которому люди должны радоваться. Это стало поводом подумать, а кто такой Мастер? Например, у масонов это один из высших градусов посвящения. Как известно, масоны пропагандируют ложное учение о детях Христа и присягают сатане. Так что вполне вероятно, что этот Мастер, никто иной как ученик высокого ранга у сатаны. Почему? 

Обратим внимание на второй момент. Для христиан пятница - это трагический день, Пасхе предшествует Страстная пятница. В этот день Христос подвергся страшным издевательствам, избиением, надругательствам, оплеваниям и распятию. В этот день сердце Богородицы разрывалось от горя, а слезы горя текли без остановки. На Ее глазах прибивали тело Сына к Кресту и длилось нескончаемое мучение в ожидании смерти. Величайшая трагедия человечества! Чистейший безвинный  Страдалец подвергся позорной по тем временам казни. Вспомните, как обидно бывает, когда вас безвинно наказывают, или оскорбляют. Каждую пятницу у православных строгий пост. Кстати, пост среды, вызван предательством Иуды Искариота. Это глубоко трагические дни!!! Так что сразу чувствуется дух сатаны в словах Мастера. Неожиданно, Мастер, согласно этой притче, успокаивает их обиду. Объясняя, что не стоит радоваться как миллионы людей Рождеству, потому что это радость кратковременна, а надо радоваться Сегодняшнему дню (т. е.  пятнице, но почему дается внешне вроде бы приличное обоснование).

Третий момент: говорится просто Рождество, а не Рождество Христово, тем самым подчеркивая банальность явления. Можно предположить, что автор притчи имеет европейское мироощущение, где Рождество Христово, стало просто рождеством, а само Имя Христа становится постепенно под негласным запретом.

По всем признакам это притча от сатаны, отца  лжи. Чтобы скрыть тайный смысл, автор притчи  друзей называет христианами. Для чего? Для достоверности притчи. Лукавство!

Совершенно верно, что миллионы людей радуются Рождеству Христову, так как для них это преддверие Пасхи.  Христос Спаситель родился, и Его Рождество - прощение падшего человечества Богом Отцом.  Рождество одно из зримых свидетельств Спасения, потому что Бог явился во плоти, чтобы все люди могли стать причастниками жизни вечной.

Можно обратить внимание и на следующие хитрые моменты текста. Так слово "Сегодняшний" (пятница — и. М.) пишется с большой буквы. Это очень символично, для диавола это действительно день с большой буквы.  Можно возразить, что преподобный Серафим Саровский каждый день каждого приходящего к нему встречал словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Но он делал это, потому что находился уже вне времени, Пасха была всегда в его душе. И при этом  разве он отрицал какой-либо из праздников Церкви, говоря, что не нужно его праздновать?

Так что эта, внешне вполне невинная притча -  ловушка от сатаны. Самое страшное в том, что люди, принявшие эту притчу, становятся открытые для внушений сатаны, для  принятия идеологии диавола. Капелька воды камень точит. А мир, как царство князя тьмы, диавола, просто ежедневно сверлит мозги своими мирским ухищрениями сбить нас с толку, толкнуть в капкан сатанизма.

Святые отцы, учителя Церкви, старцы  указывают на опасность этой стратегической ошибки — поверить волкам в овечьей шкуре, имеющим образ благочестия, силы же его отрекшимся. Лукавство страшная вещь и принятие ее гибельно для души при всех добродетельных заслугах человека.

Процитируем некоторые высказывания по этому поводу Библии, учителей Церкви, святых:

- "Не заводи знакомства с человеком лукавым". Святитель Игнатий (Брянчанинов). (В наше рыночное время - способ жизни это лукавство и люди реально живут лукавством — и. М.).

- "Отвергни от себя лживость уст, лукавство языка удали от себя". (Притч 4,24). (Не бровь, а в глаз. Вот бы политики, депутаты и руководители разного уровня взяли бы это на вооружения. Как сейчас бы мне сказали - мечтать не вредно. и. М.).

-"В лукавую душу не войдет премудрость". (но зато войдет хитрость от лукавства. и. М.).

- "От таких людей нелегко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко прикрыто личиной дружбы". Святитель Василий Великий. (Не скрою, лично испытал подобное от человека, много лет называвшим себя моим другом. Простил ему, и вынимаю частицу о здравии при совершении Проскомидии).

- "Лукавое сердце- корень и источник греха". Святой  Симеон Новый Богослов.

- "Как от горького корня и ветки, и листья, и цветы, и плоды - все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и действия лукавы". Святитель Иоанн Златоуст.

- "Лукавые помыслы отлучают человека от Бога". Святой Нил Синайский.

Сюжет с монахом, использованный в качестве эпиграфа, по сути показывает возможный плод принятия притчи от диавола -  потерю Божией благодати и падение в бездну тьмы уже при жизни.

Лукавство очень опасно. Это ведь ловко скрытая ложь, которую трудно распознать. Особенно опасно оно в притчах и других "духовных писаниях", которых нынче миллион, за авторством как хлынувших с Востока всевозможных гуру, так и  наших "родненьких" доморощенных "гуру".

Что посоветовать в такой ситуации? Прежде всего проявлять осторожность тем, кто действительно ищет спасения. Сужайте круг чтения, смело бросайте читать детективы с изуверскими расправами и убийствами. Бросайте читать любовный бульварные романы. Не тратьте золотое время жизни на пустое, это тоже от лукавого. Выбирая духовные книги, обращайте  внимание на наличие благословения  Русской Православной Церкви, обычно на обороте титульного листа.

Не впускайте в сердце притчи от мира. Поверьте, если вы возьмете за основу жизни только Притчи Евангелия, этого вполне достаточно навсегда.

Благодати вам от Господа нашего Иисуса Христа.
Прошу ваших молитв о недостойном иеромонахе Михаиле.