Иеромонах Михаил (Чепель)
Первый шаг на пути к спасению
Как писал Святитель Игнатий (Брянчанинов), "ищущий спасения должен признать себя погибающим". И на самом деле: большинство современных людей совершенно искренне не понимают, от чего спасает нас Христос. Спасает - в первую очередь - от греха и его последствий.
Грех - это то, что разлучает человека с Богом. Изначально вошедший в мир через Адама и Еву, в их потомках грех живет уже против их воли. Во Христе, Который в Своем человеческом естестве был во всем подобен нам кроме греха, Бог искупил человечество от рабства греху, но природа людей в дни их земной жизни все так же тленна. Поэтому осознанное совершение человеком даже самого маленького греха приводит к тому, что он впадает и в более тяжкие грехи, казалось бы внешне с первым никак не связанные, но вызванные им, как результатом выбора между жизнью по заповедям Христа и жизнью во грехе.
Греховное начало можно сравнить с вирусом, который может годами жить в человеке и не мешать ему, ожидая своего часа. Но стоит произойти чему-то, и вирус начнет разрушать организм. Какие-то вирусы действуют на кровь, какие-то на обмен веществ, третьи на печень, страдает нервная система. Но в любом случае они ослабляют человека, в теле которого все взаимосвязано, создавая угрозу для его жизни, особенно если он не будет лечиться. Примерно так же действуют в человеке и грехи. "Мелкие", повседневные "грешки" не взывают к покаянию, и тем более страшны своей неимоверной массой. Нет такого желудя, который потенциально не заключал бы в себе дуба: из "невинного" проступка могут родиться самые страшные последствия, примеров чему масса, как в литературе, так и в жизни.
Очень сложно сразу отречься от движущих миром страстей. Человек в нем подобен маленькой детальке в огромном локомотиве, набирающем скорость до такой степени, что остановить его практически невозможно. И если от него оторваться, то еще долго можно нестись по инерции. И чем больше масса нашей греховности, тем более велика инерционная сила, тем труднее остановиться и больше времени на это нужно.
Все грехи человека начинаются с несоблюдения им первой заповеди и Ветхого и Нового Заветов - о любви к Богу. Многие просто и не хотят иметь истинное понятие о Боге, о Церкви, о православном учении, о принятии святого крещения. Это кажется им не связанным с "настоящей" жизнью, в которой "реальными" кажутся колдовство, гадание, вера в порчу, вполне уживающиеся с атеистическим мировоззрением. Если же такие люди все-таки приходят в Церковь - следуя традиции или из-за каких-то жизненных проблем, то и к тому, что происходит в Церкви они относятся, как к своего рода магическим действиям.
Не веря в бессмертие и вечную жизнь, они верят, что если поставить свечку тому-то, то произойдет то-то, если заказать молебен, то произойдет одно, а если поминание на ектение, то другое... Некоторые сохраняют такое мироощущение, даже десятками лет ходя в православный храм и участвуя в церковных таинствах. У них нет благоговения, нет уважения к святыне, а они удивляются, почему в жизни у них все так плохо...
Некоторые приходят в храм как в клуб по интересам; не имея другого круга общения, обсуждают до или после, а иногда и во время церковной молитвы пустые сплетни. Обращаясь к Богу за помощью, люди с таким мироощущением могут параллельно "для надежности" обратиться к колдунам, экстрасенсам. Они не верят в любовь Господа, а если услышат о ней, то подумают, что вот, значит не нужно Его и бояться; раз Он добрый, то и последствий никаких не будет, если нарушить Его заповеди...
Таким людям лучше почитать не Евангелие, а книгу Левит из Ветхого завета, в которой написано: "не ходите к вызывающим мертвых и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них" и "Мужчина или женщина, если они будут вызывать мертвых или волховать, да будут все преданы смерти, камнями должно побить их, кровь их на них".
У многих отсутствует вера в то, что за все совершенные поступки придется дать ответ; они смотрят на жизненные события сквозь призму "повезло" им или "не повезло", не доискиваясь глубинных причин. Божий промысел о человеке, когда каждый в дни земной жизни, как бы глубоко он ни пал, имеет шансы на покаяние и спасение, они не могут отличить от детерминизма, предполагающего, что все наши поступки заранее предопределены и чтобы мы ни делали - все равно произойдет то, что произойдет.
Отсутствие твердой веры в Бога, любви к Нему - надежный фундамент для строительства греховного здания, потому что, не имея этого внутреннего ограничителя, человек легко совершает те проступки или даже преступления, о которых и не подумал бы, будь у него внутри этот стержень.
Но, как сказал Спаситель, любовь к Богу начинается с любви к ближнему. А ближний - это каждый человек, с которым сводит нас жизнь. Креститься, делать поклоны со всеми вместе во время богослужения - показатель участия в нем. Разговор во время службы - прямое неуважение к Господу. Зачем ходить к Тому, кого не любишь и не уважаешь? Но не менее важно помогать тем, кто рядом с нами и кому плохо; без этого все наши молитвы могут превратиться просто в ритуальные действия.
Один человек задал такой вопрос священнослужителю: "Сам прошу милости у Бога, а другим прошу у государства наказания по закону, могу ли я тогда так себе просить?" И это не праздный вопрос. В Евангелии говорится о том, что нас будут судить тем судом, которым мы судим других, то есть, нам будут предъявлены те же требования совершенства, которого мы ждем от других, соответственно и наказание будет таким же, как мы наказали бы кого-то за этот поступок.
Когда у человека много неуверенности, его преследуют в жизни страхи, это значит, что он еще далек от Господа. Свидетельством крепкой веры является то, что ее обладатель настолько доверяет Богу, что уверенно идет по жизни, не зацикливаясь на мнимых и реальных проблемах.
< Prev | Next > |
---|