Иеромонах Михаил (Чепель)
Человек в противостоянии новой вавилонской цивилизации
Многие сегодня называют "цивилизацией" то, что христианская аскетика называла термином "мир", который вместе с плотью и дьяволом является одним из трех важнейших врагов спасения поврежденного грехом человека для вечной жизни в Боге. "Цивилизация" пожирает наше время, заставляя делать тысячи никому не нужных дел и под предлогом заботы о том, что "необходимо для жизни", забывать о вечности, о душе.
Некоторые люди, только попав в больницу с тяжелым заболеванием, начинают понимать, что очень многое из того, чем они раньше жили - пустая суета, не имеющая никакой не только духовной, но и вообще разумно обосновываемой практической ценности. Пока ты шестеренка в сложном механизме, и все вместе с тобой вращается, то создается иллюзия большой полезной работы. Но любая шестеренка легко ломается и меняется. И человек не должен никогда забывать, что его призвание неизмеримо выше, чем выполнение каких-то функций в каком-то процессе: он призван для вечности с Богом.
И ведь то, что вводит нас в эту вечность, вполне по силам любому человеку, о чем Господь прямо говорит в притче о Страшном суде: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, посетить больного и находящегося в заключении (Мф. 25, 35).
С точки зрения Божия промысла о человеке идея гениальности, торжества человеческого разума, его всемогущества не просто абсолютно бесплодна, бесполезна, но и крайне вредна. Человек не может сделать ничего, кроме того, что будет даровано или попущено ему Богом. Говорить о всемогуществе человеческого разума - значит противопоставлять себя Богу.
"Прогресс человеческого разума" мешает человеку в простоте сердца обратиться ко Господу, сказавшему: "Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). Спасение души не просто начинает цениться меньше, чем ублажение плоти; само понятие это высмеивается внешне вроде бы еще христианским миром. Строительство новой вавилонской цивилизации с ее христианством без Христа (даже в названии праздника "Рождество" так часто опускается, Чье оно) углубляет пропасть между Богом и человеком. Само понятие прогресса тоже становится все более расплывчатым, неопределенным и в итоге бессмысленным. Любое накопление материальных благ, улучшение условий жизни, комфорт, безопасность в условиях падшего мира носят преходящий характер; могут полностью исчезнуть в один миг, прекрасный пример чего дает нам библейская книга Иова. А тогда и вся жизнь человека, посвященная их стяжанию, превращается в полную бессмыслицу. В Евангелии в притче о безумном богаче Христос Спаситель наглядно показывает итог такой жизни: "Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лук. 12, 20-21).
И наоборот, если человек препоручает свою жизнь Богу и стремится жить по Его воле, то самые простые его дела могут стать благими. Ведь очень многое из того, что мы делаем в жизни само по себе не хорошо и не плохо; таким его делает то, с какими мыслями нами совершаются обыденные поступки, без которых невозможна земная жизнь - работа, еда, сон - все это может иметь положительное или отрицательное духовное значение.
Человек в противостоянии новой вавилонской цивилизации, пытающейся вновь построить башню "до неба" и уже все менее скрывающей свою истинную оккультную сущность, может опереться только на Христа и Его Церковь. И со Христом, будучи членом Церкви, он сможет пройти любой путь, каким бы невозможно трудным он ни казался, и совершить все, что он должен совершить, даже если это и представляется невозможным. Потому что сила Божия совершается в человеческой немощи (2 Кор. 12, 9), чтобы никто из настоящих христиан не смог приписать своим "достоинствам" те свершения, которые через них творит Бог.
< Prec. | Succ. > |
---|