Просим Ваших молитв! О здравии: Святейшего Патриарха Кирилла, митрополитов Пантелеимона, Исидора, Игнатия, Кирилла, Викентия, Даниила, Георгия, Иосифа, Филарета, Александра, Феодосия, архиепископов Евгения, Зосимы, Марка, епископов Максима, Тихона, Сергия, Германа, Феогноста, схиархимандрита Илия архимандрита Олега, игумена Стефания, протоиереев Александра, Александра, Димитрия и Георгия, иеромонахов Иоанна Михаила и Диомида, иереев Вячеслава, Андрея, Андрея, рабов Божиих Тамары, Андрея, Александра, Александры, Ксении, Костаса, Елизаветы, Антония, Георгия, Елены, Валерия, Екатерины, Георгия, Екатерины, Наталии, Людмилы, Константина, Юрия, Валентины, Василия, Екатерины, Татианы, Василия, Екатерины, Димитрия, Татианы, Елены, Ольги, Николая, Никиты, Анны, Надежды, Елизаветы, Алексея, Наталии, Андрея, Николая, Михаила, Николая, Лидии, Георгия, Александра, Николая, Николая, Михаила, Андрея, Пантелеимона, Павла, Елизаветы, Марии, Никиты, Илии, Татианы, Петра, Георгия, Бориса, Сергия, Сергия, Александра, Николая, Николая со братией. Об упокоении душ рабов Божиих: Юрия, Галины, Александра, Татьяны, Валентины, Димитрия, Евдокии, Леонида, Анны, Александры, Анны, Татьяны, Василия, Иоанна, Димитрия, Татьяны, Леонида, Димитрия, Веры, Ларисы, Ксении, Якова, Василия, Пелагии, Варвары, Димитрия, Григория, Иоанна, Параскевы, Георгия, Андрея, Надежды, Иоанна, Владимира, Георгия, Елены, Екатерины, Елисея, Матвея, Татьяны, Иоанна, Тараса, Степана, Михаила, Герасима, Григория, Емельяна, Поликарпа, Филиппа, Панфила, Андрея, Анны, Николая, Агапа, Евстрата, Сергия, Аскольда, Марии, Надежды, Константина, Олимпиады, Анны, Марии, Клавдии, Петра, Леонида, Димитрия, Николая, Александра, Андриана, Димитрия, Марии, Тимофея, Григория, Ефросиньи, Иоанна, Ирины, Михаила, новопреставленных Германа и Александра и всех их прародителей и усопших сродников до праотца Ноя.
О Фонде
Программы Фонда
Библиотека Фонда
Медиатека Фонда
Russian (CIS)English (United Kingdom)Deutsch (DE-CH-AT)Italian - ItalyGreek

Иеромонах Михаил (Чепель)

О молитве

Человеку дано великое право обращаться напрямую к Богу, к Божией Матери и всему сонму святых. Попробуйте попасть напрямую хотя бы к губернатору или даже к более мелкому чиновнику... Господь же открыт для каждого, в отличие от многих сильных мира сего...


В Священном Писании Господь Иисус Христос много говорит о том, какова должна быть молитва: она должна быть пронизана верой в Христа Спасителя и осознанием собственной немощи: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15,5), "Человекам это невозможно, Богу же все возможно" (Мф. 19, 26); она должна быть постоянной, невзирая на все сложности жизни: "Должно всегда молиться и не унывать" (Лк. 18,1, 7-8).

Наша молитва к Богу должна быть проникнута благодарностью за те дары, которые Он нам дает, даже если мы подчас их не замечаем. Как пишет апостол Павел: "С благодарением открывайте свои желания перед Богом" (Флп. 4,6), уча нас "благодарить за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа" (Еф. 5, 20).

Намаливать надо всю Русскую землю, и тогда Господь не оставит нас. В намоленных местах ощущается особое присутствие Бога. Один из подобных примеров приводит в статье "Храм над Волховом" Николай Коняев: "... в 1783 году произошло чудо. Устанавливающие сети рыбаки вдруг увидели окруженную дивным сиянием икону, плывущую над водой. Сопровождаемая толпами богомольцев, икона проплыла мимо Волхова до реки Тихвинки и здесь остановилась вблизи Антониево-Дымского монастыря, на намоленной преподобным Антонием (память преп. Антония Дымского 17 января и 24 июня по старому стилю) и его учениками земле. Здесь и вырос знаменитый монастырь, основанный в честь чудотворной иконы Божией Матери.

Подобный случай с иконой Божией Матери, которая указала место строительства церкви, произошел в селе Михайловском Фурмановского района Ивановской области. Здесь же она находится в иконостасе. Здесь просиял преподобный Леонтий Михайловский. Чудеса исцелений начались на могиле святого и продолжаются по сей день у его святых мощей в этой же церкви. Предсказанный им источник обладает исключительной целительной силой. Благотворное влияние святого Леонтия Михайловского на себе несколько раз испытал автор этой статьи.

Как было бы прекрасно, если бы намоленная со слезами покаяния земля России вся стала как бы духовным храмом!

Вполне логично, что не обращаясь к Богу, мы не получаем от Него помощи. Многих смущает, почему те, кто обращаются к темным силам, получают все, что хотят, порой очень быстро. Суть в том, что платить приходится за это сразу "наличными", т.е. душой. И жалости от демонов ждать потом не придется - за свое они всегда жестко цепляются.

Богу же мы дороги, Он лучше нас самих знает, как нам лучше. Например, любящая мать не все же позволяет своему малышу. В жизни человека бывают очень суровые испытания - иногда вне зависимости от того, какой путь он избрал. Не нужно роптать и отчаиваться, Господь не оставит! По вере воздастся каждому.

Человеку, не очистившему себя от страстей, может духовно повредить даже большое усердие к молитве. Впервые я прочитал о том, что от Иисусовой молитвы сходят с ума, в книге о пустынниках Кавказских пещер. В ней описывался случай, как один отшельник сошел с ума, читая Иисусову молитву. Удивлению моему не было предела, но вскоре я забыл об этом, потому что далек был тогда от религии, хотя и любил читать жития святых и описания отшельнической жизни.

Прошло почти семнадцать лет, и я вновь услышал о подобном случае от одного трудника в монастырском скиту. Меня поразило, насколько уверенно он об этом говорил. Ведь это был человек, уже начавший приобщаться к пути Божьему. Как может молитва повредить человеку? В результате изучения данного вопроса для меня прояснилось, что Иисусова молитва здесь ни при чем; проблема в том, кто и с какой целью берется ее читать - с гордостью за свою "избранность" или со смирением.

Важно и как она читается. Нельзя забывать, что эта молитва обращена непосредственно к Господу Иисусу Христу и реально происходит обращение молящегося человека к Богу. Небрежность, пафос, высокомерие, гордыня, невнимательность, банальный автоматизм, переходящий в бессмысленное бормотание, превращают молитву в грех кощунства, который может привести кощунника и к безумию. Чем молиться так - лучше вообще не молиться.

Но главная молитва - это та, которая совершается в Церкви. Некоторые не понимают ее значения: зачем это, ведь я и дома молюсь? Во-первых, общая молитва действеннее индивидуальной, по словам Спасителя: "где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них". Во-вторых, нужно понимать саму природу Церкви, как Тела Христова, в которой за Литургией причащающиеся становятся одним целым, народом Божиим. Но даже и церковная молитва может повредить человеку при тех условиях, о которых говорилось выше.

Господь готов даровать каждому из нас жизнь вечную. Он все простил, во Христе соединился с человеческой природой, устроил Церковь для нашего спасения. А мы по-прежнему неблагодарны, обвиняя Его во всех наших несчастьях... Не имея веры, любви к Богу и к людям, удивляемся, почему молитвы наши не действенны...

А между тем искренняя молитва никогда не останется не услышанной: "Просите, дано будет вам; ищите и найдете, стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф. 7,7; Лк. 11, 9-10). Здесь дан не просто закон, а алгоритм жизни.